Эволюция материи




В течение длительного времени Человек выделял себя в Природе, считая, что он вершина эволюции, Царь природы. Особенно это проявлялось в первой половине ХХ столетия в СССР. Успехи в развитие науки, техники, строительстве, промышленности - сопровождались идеологическими лозунгами, вроде высказывания В. Мичурина: "Человек не может ждать милости от природы..." соответствовало и требованиям идеологии, и настроениям в обществе. Успехи науки, высокие темпы развитие техники в первой половине ХХ столетия окрыляли мечтателей, и они мечтали о яблонях на Марсе, о реках текущих вспять, о преодолении времени и пространства, об освоении энергии солнца, о полном покорении природы с помощью техники. Тут же необузданная фантазия людей населила Вселенную мощными киборгами, роботами, несущими войну во все уголки Вселенной.

По мнению идеологов технократического развития общества, Космос населен существами борющимися за власть, бесконечно воюющими друг с другом. Но для любого здравомыслящего человека война - это бред, это производное воспаленного сознания, очумевших от технической силы и жажды власти над себе подобными, беспомощных людей. Война чужда разуму. Однако развитие военного профессионализма и привычка делать все только хорошо, быть лучшим в своей профессии толкает людей на выполнение профессиональной деятельности – профессиональное убийство, иными словами - войну.

К сожалению аналогичных взглядов придерживаются и «прогрессивные» Западные философы. Так, Э. Фромм (Бегство от свободы) пишет: "По сути существование человека начинается тогда, когда оно достигает определенного уровня развития деятельности, которая не имеет ничего общего с врожденными механизмами: приспособление к природе утрачивает принудительный характер, и способы действия уже не определяются наследственностью или инстинктами. Другими словами, существование человека и свобода изначально неразделимы". Но свобода от чего?

Есть прекрасна работа В.Р.Дольника "Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев" ("Природа", 1993, №1), посвященная науке о ненависти, в которой автор приводит сведения о том, что чем более вооружен от природы вид, тем его отдельные представители менее агрессивны один по отношению к другому.

На примере ядовитых змей показано, что они никогда не применяют одна против другой свой смертоносный яд. И только человек, оказавшись наименее вооруженным, стал беспредельно агрессивным по отношению к подобным себе. Но неужели природа, создавая наиболее разумное существо, не вооружила его природной системой защиты? Вероятнее всего, вооружила. Да еще как! Но современный человек об этом просто забыл.

Во второй половине ХХ столетия в мышлении Человека стало проявляться сознание того, что он всего лишь часть природы, зависим от окружающей среды и, вероятно, не является венцом эволюции. Но полного понимания своего места в природе все еще не достигнуто. Видимо, по этому все чаще и чаще можно услышать от разных людей вопросы: "Кто мы?", "Для чего мы приходим в этот мир?"

Воинствующий материализм лишал человека возможности решить эти проблемы. Всего одна работа В.И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", в которой он критиковал вульгарных материалистов за "неправильное" понимание сущности мысли (по их мнению мысль - материальна), которую он считал идеальной, остановила развитие естествознания и возможности получения ответа в России на вопрос: "Кто мы?" на 70 лет. В мировой философской мысли таких проблем не было, но и ответы получены не были. Несмотря на то, что у Западных мыслителей руки были развязаны, решения найденные ими часто носили только прикладной характер. Так, например, Н. Хилл, советует использовать материальность мысли менеджерам. Подобные советы, со ссылкой на то, что мысль материальна, можно встретить и в работах других психологов, занимающихся психологией менеджмента, но более серьезных теоретических выводов они так и не сделали. Связано это в первую очередь с основной парадигмой западных мыслителей - обоснование общества с неограниченным потреблением. Созданием такого общества можно заниматься только в условиях процветания технической мысли, при максимальном развитии техносферы.

Однако многие люди сталкивались и продолжают сталкиваться с явлениями, которые заставляли их задумываться над сложностью мира и думать о своей роли в этом мире, о роли психических явлений. Наука технократического общества отбрасывает подобные явления в область мифов или фантазий больного, воспаленного воображения.

В этой области проявилось завидное единство как в научной мысли Западных стран, где процветал прагматизм, так и в СССР, где во всю свирепствовал диалектический материализм загнанный в догматические схемы. В эпоху воинствующего материализма в СССР попытка решения этих вопросов могла привести человека в разряд душевно больных. Но, несмотря на то, что на Западе эти явления не поощряются академической наукой, там все же появлялись отдельные интересные исследования измененного состояния сознания, которые приоткрыли завесу, скрывавшую таинство мира, например, работы Станислова Грофа. Сегодня появилась возможность изменить свое сознание и у большинства из нас. Далеко не все оказались готовы к этому. Оказалось, что воинствующий материализм перерастает в бездушный прагматизм. Жажда денег, доходов стала еще более страшнее, опаснее, чем сам воинствующий материализм.

Никакая логика не может убедить прагматиков в том, что их деятельность смертельно опасна для всего живого на Земле. Они твердят одно: наука найдет выход и люди смогут продолжить гонку за наживой. Страшнее всего осознавать для чего ведется гонка за деньгами. Сегодня это прекрасно видно на американском обществе, где провозглашена идея удовлетворения беспредельных потребностей человека. Под идею удовлетворения любых запросов американца, перестраивается весь мир, вся мировая экономика.

Что бы дать лишний баррель дешевого бензина американцу, лишают последнего куска хлеба африканца. Роскошь в одной части мира возможна только при абсолютной нищете в другой его части. Но среди роскоши процветает полный идиотизм, разврат, наркомания, сексуальные извращения и т.п., и все это процветает на фоне требования: "Денег! Денег! Денег!"

Деньги - дитя техносферы. Деньги и техносфера стали совершенно неразделимыми.

Идеологи техносферы сводят два несовместимых, противоположных понятия и заставляют верить всех, что ноосфера = техносфера. Это равенство, по мнению некоторых авторов, вытекает из того, что в основе техносферы заложена работа разума, который превращен в орудие развития техносферы, дающей человечеству, а вернее отдельным его представителям безграничную власть над людьми и природой. Созданная, с их поддержкой техносфера, должна, якобы защитить планету, жизнь, если не всех, то хотя бы избранных, тех, кто сможет за это заплатить.

Некоторые авторы сознательно или бессознательно путают понятие ноосферы с понятием техносферы, отождествляя их. Причем эта путаница уже попала в учебники экологии. Эта путаница слишком опасна, чтобы о ней не говорить в слух.

Ноосфера является естественным продуктом развития Вселенной. Земля - это лишь один из участков, где развивается ноосфера. Ноосфера должна была появиться с момента появления биосферы, с момента зарождения жизни. Причем ноосфера, возможно, является продуктом, как биосферы, так и сферы полевой формы жизни, о которой говорит академик Казначеев. По его представлениям полевая форма жизни развивается параллельно развитию биосферы, отражает биосферу, и возможно, в своем развитие эти две формы жизни взаимно дополняют друг друга, создавая гармонические условия для развития ноосферы.

Есть предположение, что рядом с нами есть как бы параллельно существующая форма материи, которая занимает то же пространство, что и материя нашего мира. Вполне возможно, что полевая форма жизни – это проявления параллельно существующей материи, а ноосфера наш совместный естественный продукт.

Техносфера - порождение ноосферы, вернее существ-носителей мышления (человека, а возможно в будущем и кибергов). Техносфера является искусственной производной, противоречит развитию, эволюции Вселенной. Не может быть в гармонии с последней и станет причиной гибели вида, породившего техносферу.

Это следует из того, что все большее развитие техники, будет увеличивать экологическую нагрузку на окружающую среду. Удержать среду обитания человека в рамках пригодных для выживания человека, можно будет только при условии постоянного увеличения энергетических затрат на этот процесс. В конце концов, произойдет насыщение, при котором любой срыв (авария) в системе приведет к неконтролируемым катастрофическим последствиям. Хорошей иллюстрацией к сказанному может быть авария на Чернобыльской АЭС. С технической точки зрения авария была не очень большой (один блок и з сотен атомных блоков существующих в мире), но последствие глобальные. Пройдет очень немного времени и технические устройства будут превосходить ныне существующие, как сей час превосходит блок атомной электростанции электрический генератор первых тепловых электростанций. Будущие аварии будут иметь выраженный глобальный характер. Именно по этому, в последнее время в научной литературе, а в след за этим и в прессе, стало появляться огромное количество статей, предрекающих конец света, апокалипсис и т.п.

Естественно возникает вопрос: "Действительно ли вид Homo sapiens должен погибнуть?"

Ответить на многие вопросы, в частности о роли и месте человека, возможности гибели или выживания вида - можно рассмотрев вопрос об эволюции Вселенной, в которой постоянно происходит эволюционное развитие материи. Эволюция Вселенной и эволюция материи связаны и являются практически одним процессом. Поэтому для понимания этих явлений следует выяснить некоторые вопросы и начать с понятия «материя».

Так, что же такое материя?

Прежде всего, необходимо дать определение материи. И это связано с тем, что все во Вселенной материально: даже наши мысли, или параллельно существующие миры и пространства и даже если существует Бог, то и он материален.

Споры материалистов и идеалистов идут на протяжение нескольких столетий, и достигли своего апогея в начале ХХ века. Представители этих направлений были непримиримыми в первую очередь из-за неточности определения материи.

Например, В.И. Ленин дал определение материи, с которым советская философия, а значит и все естественные науки, развивавшиеся в СССР, вынуждены были мириться в течение целого века. Он писал: "Материя - это объективная реальность, данная нам в ощущения". Это верно, но к сожалению в этой формуле есть ряд изъянов, которые просто требуют говорить о существовании нематериального. Сам В.И. Ленин в книге "Материализм и эмпириокритицизм" вынужден был признать существование нематериальной субстанции. Он считал, что мысль не материальна, т.е. он признавал существования нематериальных компонент в природе. Но это давало повод торжествовать идеалистам, ведь даже таким рьяным материалистом, каким был В.И. Ленин, признавалось существование чего-то идеального, вне материи. Кроме того, это породило двойные стандарты для науки, которые позволяли замечать одни факты, укладывающиеся в существующие теории, и не замечать факты, которые не укладываются в теорию. А это в свою очередь вело к перекосу знаний об окружающем мире. Но еще Клод Бернар, известный французский ученый, писал: "Когда попадается факт, противоречащий господствующей теории, нужно признать факт и отвергнуть теорию, даже если таковая поддерживается крупными именами и всеми принята".

Эта простая истина совершенно не принимается частью ученых, т.к. оказывается очень неудобной. Поэтому до сих пор многие ученые вынуждены "не замечать" некоторые явления в природе, а порой и отказываться от признания совершенно очевидных фактов, чтобы уберечь существующие научные теории и доктрины. Основным обоснованием подобного поведения является утверждение, что эти явления не могут быть повторены в лаборатории, поэтому и не относятся к разряду явлений, которыми занимается наука.

Такой подход подразумевает деление природных явлений на две сферы:

те, что могут быть повторены в лаборатории или подвергнуты наблюдению в природе (часто встречающиеся) и этим занимается наука и

те, что не могут стать предметом изучения науки, но они все же существуют.

Тогда напрашивается и другой вывод, что кроме науки должна быть еще какая-то социальная форма деятельности человека, которая бы позволила заниматься необъяснимыми явлениями. Правда, существует и третий вариант, когда представители науки признают право и других подходов. Например, доктор физическо-математических наук В. Барашенков считает, что в природе все взаимосвязано, все оставляет свои следы, и это дает уверенность, что всякая гипотеза рано или поздно будет проверена либо непосредственным наблюдением, либо путем сравнения ее следствий с результатом косвенных экспериментальных данных. Такой подход значительно расширяет сферу научной деятельности.

Учитывая теорему Курта Геделя, которая гласит, что существуют формальные системы, истинность или ложность которых в рамках их самих доказать нельзя - чтобы это сделать, необходимо воспользоваться системой более высокого порядка, необходимо строить новые гипотезы для объяснения не вписывающихся в признанные теории фактов, основываясь на косвенных проявлениях, и дожидаться их окончательной проверки после появления систем более высокого порядка.

Именно такой подход позволяет по-новому пересмотреть вопрос о материи и попытаться подойти к определению материи несколько шире, представить себе, что материя - триединая субстанция, состоящая из энергии, информации и вещества, тогда становится легче объяснить ряд фактов, от которых сегодня наука вынуждена отмахиваться, как от несуществующих выдумок.

(Следует подчеркнуть, что сегодня уже широко обсуждается определение материи, в которое включено и энергия, и вещество, однако, в этом определении информация вынесена за материю. См. Книги Тихоплав).

К сожалению в обществе (не только советском) за наукой утвердилось положение третейского судьи, науке передано право признавать или не признавать тот или иной факт. Однако много вековой опыт показывает, что наука существует не сама по себе, а представлена людьми, которые могут ошибаться. В результате ошибки отдельных ученых становятся официально признанным мнением и наносят колоссальный вред не только самой науке, но и развитию общества в целом (см. статью "Ошибки науки").

Но вернемся к определению материи. К сожаление прямых доказательств подобного определения материи пока нет, но гипотеза строилась, исходя из двух посылок: приведенное определение материи позволяет объяснить многие феномены, от которых наука до сих пор отмахивалась; и второе, - наличие физической теории развития Вселенной от Большого взрыва.

Истинны ради стоит заметить, что в последнее время теория Большого взрыва все чаще и чаще стала подвергаться критике, хотя на сегодня нет убедительных доказательств ее не верности, как и верности любой другой теории происхождения Вселенной. Поэтому, у каждого автора остается право отдать предпочтение той теории, которую он сам считает более верной. Нами была избрана теория большого взрыва потому, что именно эта теория позволяет дать объяснение приведенной трактовке сущности материи, а на основе нового определения материи, объяснить ряд феноменов, с которыми встречались и продолжают встречаться люди, и которым нет объяснения в рамках существующих научных доктрин.

В результате Большого взрыва в определенной точке пространства была сконцентрирована огромная энергия. В этой точке пространства температура была столь высока, что могла существовать только энергия. (Возможно, следует говорить не о температуре, а о удельной концентрации энергии).

По мере расширения зоны взрыва в первоначальном объеме температура стала понижаться. Можно представить, что в какой-то момент времени в месте взрыва температура снизилась (изменились характеристики среды) на столько, что стало возможным возникновение и распространение в пространстве электромагнитного излучения. В дальнейшем при увеличении диаметра новой Вселенной электромагнитные излучения появляются во все большем и большем объеме. Причем для каждого нового объема (новых условий) характерно появление своих определенных излучений и полей. В результате происходит появление новых электромагнитных полей с новыми характеристиками (увеличивается длинна волны). Поля накладываются одно на другое, модифицируют друг друга. В пространстве появляется единое электромагнитное поле со сложной конфигурацией. В этом поле начинают появляться электромагнитные "ячейки" (энерго-информационные матрицы"), которые способны удерживать энергию, т.е. создаются условия для возникновения элементарных частиц. Частицы возникают из энергии (в современной физике есть мнение, что вещество - это структурированная энергия). В дальнейшем начинают образовываться все новые и новые структуры, но в основе их возникновения лежит информация (сложное электромагнитное поле). Именно эта информация: сложно структурированное электромагнитное поле, в сочетании с соответствующей энергией становится "энерго-информационной матрицей", которая определяет степень готовности материи к появлению вещества разной сложности от элементарных частиц до трансурановых элементов, а в дальнейшем их слияние и образование конгломератов вещества: космической пыли, которая в свою очередь подчиняется единым законам развития и эволюции материи, образует звездные системы, галактики и т.п. Таким образом развитию материи в виде вещества, предшествует развитие энерго-информационных матриц, эволюция которых и лежит в основе эволюции Вселенной.

В это же время: возможно, закладываться и совершенно другой тип материи, не связанный с материей нашего мира. Есть мнение, что эти формы материи как бы прозрачны одна по отношению к другой. Реализуются все возможные варианты развития материи, которые в последствии могут рассматриваться, как параллельные миры. Но в любом случае идут процессы постоянного усложнения строения материи - эволюционное развитие материи.

В процессе развития (эволюции материи) идет процесс нарастания энтропии, информации и вещества. На определенном этапе вещество является хранителем энергии, поэтому не исключено, что на следующем этапе, когда начнет иссякать энергия, поддерживающая развитие информации, может возникнуть процесс разрушения вещества с выделением энергии, которая будет направлена на поддержание информации. Информация - конечный этап развития материи.

Человеку, с современным развитием интеллекта, хватило ума говорить о создании технического само развивающегося интеллекта. Уже не только фантасты, но и ученые ставят вопрос о создании компьютеров (информационных систем) с признаками искусственного интеллекта. Но тогда логично предположить, что информация, лежащая в основе строения материи, приобретает на определенном этапе развития, качества самостоятельного существа, способного к саморазвитию и самосовершенствованию, которое превращается в Великий разум Вселенной.

Достигнув определенного развития, этот Разум может Сам запустить новый процесс, новый Большой взрыв во Вселенной. Но тогда для взрыва уже будет нужна не сверхплотная материя колопсировавшей Вселенной, а использование энергии вакуума. В этом случае взрыв может произойти в любой точке пространства, выбранной Великим разумом Вселенной и будет распространяться так, как распространяется нервный импульс (без затухания, возбуждая процесс в соседних участках пространства по типу цепной реакции). Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что все процессы протекающие во Вселенной, направлены на развитие материи от простых электромагнитных полей, до сложной, самоорганизующейся информационной структуры.

Процесс такого развития проходит во времени и пространстве. Поэтому возникает необходимость дать определение времени, как категории, определяющую эволюцию Вселенной.

Время - это мера движения материи. Такое определение позволяет сопоставлять процессы, протекающие на разных энергетических уровнях. В то же время можно предположить, что существуют несколько видов времени, например, скалярное и векторное время. Скалярное время, как уже было сказано, - мера движения материи, а векторное - время, которым привыкло пользоваться человечество определяя порядок событий. Но по представлению академика Кобозева начало и конец любого процесса существуют одновременно. Исходя из этого следует, что скалярная величина для эволюции Вселенной более важна, т.к. ускорение движения материи ускоряет совершенствование информации.

При формировании звезд, большая часть энергии рассеивается в пространстве не сказываясь на развитии информации. Для повышения КПД процесса оказывается полезным создание планетных систем. Планеты улавливают часть энергии звезд. На планетах может развиваться биологическая форма существования материи (биосфера, по Вернадскому), которая может ускорять скалярное время, может становится новым материальным носителем информации, принимая таким образом участие в развитие материи и ее составной компоненты - информации. Жизнь, как форма существования материи оправдана тем, что она может внести существенный вклад в эволюцию Вселенной. Жизнь создает вокруг планеты ноосферу, которая связана с информационной структурой Вселенной.

Развитие биологической жизни сопровождается и развитием особой полевой формой жизни.

Рядом с клетками существуют сложные полевые структуры, которые все более и более усложняются по мере эволюции жизни. Каждая из этих полевых форм может принимать участие в формировании ноосферы. Чем более сложные полевые формы, тем более ощутимое влияние таких форм на ноосферу. Естественно, что в условиях развития жизни на Земле наибольшее влияние на ноосферу должен был бы оказывать человек, но в результате развития современной цивилизации, Человек сделал шаг назад в своей эволюции.

Польский антрополог Тадеуш Белецкий считает, что эволюция мозга гоминидов была одним из самых быстрых процессов в истории животного мира. Процесс этот начался при переходе от плиоцена - последней эпохи третичного периода к плейстоцену приблизительно 2-3 миллиона лет назад. С тех пор мозг гоминидов увеличился троекратно. Причем следует считать увеличение мозга не только по массе, а вместе и по массе и новым структурам мозга. Но около 100 тысяч лет назад стремительный рост мозга внезапно прекратился. В это время мозг имел уже такую же архитектуру, как и мозг современного человека, а по массе был немного больше, чем сейчас. Пятнадцать тысяч лет назад он начал как бы уменьшаться.

Но 15 тысяч лет - это приблизительный возраст нашей цивилизации. Вероятнее всего, именно с развитием цивилизации человек пошел по более легкому пути достижения желаемого: за счет физического труда. До того он больше использовал психические возможности мозга: развивал экстрасенсорные (пси-) способности мозга. А об этих способностях сегодня мы можем только догадываться. Например, у некоторых животных, при относительно слаборазвитой нервной системе, есть способности к ядерным реакциям.

Так, французский исследователь профессор Луи Керван доказал, что морские раки - омары способны синтезировать в своем теле фосфор и медь от 5 до 50 мг за две недели. Это происходит при полном отсутствии указанных элементов, как в окружающей среде, так и в пище. Новые элементы появляются в результате ядерных превращений элементов. Аналогичные результаты были получены в 70-е годы ХХ столетия в г. Горьком при изучении развития цыпленка в яйце. Было показано, что у вылупившегося цыпленка азота и кальция больше, чем было в яйце, а это значит, что организм может проводить ядерные превращения и поставлять сам себе азот и кальций.

Мозг человека способен воздействовать на фундаментальные процессы природы. По сообщению сотрудников американской фирмы "Боинг", которые работали под руководством профессора Шмидта следует, что человек волевым усилием может подправлять движение элементарных частиц.

Например, если на пути одиночных фотонов поставить полупрозрачное зеркало, то фотон или отразится от него, или пройдет через него: шансы строго пополам. Но если настойчиво "внушать" каждому кванту команду "вперед", он словно "гипнотизируется" и все фотоны пролетают через экран вопреки законам вероятности.

В другом типе физических экспериментов участвовали десятки людей и было использовано оборудование научно-исследовательского центра в Сиэтли. В этой серии исследований самый простой опыт проводился с распадом стронция-90. При спонтанном распаде стронция испускался электрон - с равной вероятностью в любой момент времени и в любом направлении. Существовало 4 возможных варианта-пути попадания электрона в счетчик. Мыслено человек должен был приказать следовать электрону определенным путем. Из отчета профессора Г.Шмидта видно, что электрон попадал преимущественно в тот счетчик, который избирал экспериментатор.

Однако, как установил профессор Шмид, разные люди обладают разными способностями влиять на этот процесс ("Нью сайентист" (Англия), 1969, т.44, р.671).

Некоторые проблески возможности мозга человека даны в монографии Александры Давид Ниэль "Мистики и маги Тибета". Изучая этот вопрос она установила, что мозг человека способен влиять на структуру живой материи, создавать живые фантомы и многое другое. Вероятнее если бы цивилизация пошла по пути развития психологических способностей заложенных природой в нашем мозге, то это было бы тем фактором, что способствовал бы развитию ноосферы и эволюции материи и Вселенной. Однако наша цивилизация пошла по пути создания технических устройств, которые позволяют без особого труда получать желаемое. Мозг человека стал деградировать.

Академик В. Казначеев пишет: "С моей точки зрения, первые люди, очевидно, обладали сильными полевыми свойствами мозга, могли видеть и ощущать друг друга издалека... Отдельные древние люди могли видеть пейзаж, зверей из пещеры не зрением, а своим полем. Вероятно, самые древние художники могли быть своего рода "телевизорами" для пещерных поселенцев, которым в рисунках они показывали "увиденные" на воле картины. В условиях таких форм общения, вероятно, образовывалась семья. Род древнего человека оказался в гигантском преимуществе, потому что люди составляли неразделимую интеллектуальную ячейку. А по мере появления более сложных родовых, семейных отношений, а затем уже и социальных разделений это свойство стало постепенно отодвигаться. Оно сохранилось только у жрецов и вождей..."

Не менее интересные открытия сделаны и Мулдашевым, который в книге «От кого мы произошли» описывает людей в состоянии сомати. Состояние, которое подразумевает особое развитие психики, позволяющее не только сохраняться телам людей без длительное время, но и закрывающее доступ к ним праздных любителей сенсаций.

Возникает вопрос: Что заставило Человека свернуть с пути эволюции, где он гармонично вписывался в природу, в развитие ноосферы, эволюцию Вселенной?

Удовлетворить свои потребности человек может с помощью труд, труда физического или интеллектуального, скорее за счет напряжения психики. Развивая свои психические возможности человек мог бы управлять структурой материи. Достаточно вспомнить о способностях Ури Гелера, который незначительным усилием воли может гнуть металлические предметы, заставлять "исчезать" вещество и т.п. Но в природе человека заложена лень и тщеславие, которые заставляет его (является мотивацией) выполнять минимум работы для достижения своей цели. Кроме того, наличие физического труда позволяет использовать наемный труд, позволяет руководить хилому тщедушному человеку, сильными людьми. При наличие развитых психических возможностей отпала бы возможность использовать чужой труд, стало бы не возможно дегенерату руководить людьми. В результате это в целом и послужило фактором отказа человека от освоения более сложных психических вариантов удовлетворения потребностей и предпочтение достижения результата через физический труд. Развитие физического труда для достижения потребностей позволило развить и эксплуатацию чужого труда. При песихической форме достижения желаемого, затраты на порабощение себе подобных были бы значительно больше, чем на удовлетворение собственных потребностей, а следовательно и подчинение себе других людей практически отпало бы.

В средние века церковь провела огромную работу по уничтожению людей созданных по образу и подобию Бога. Инквизиторы оставляли в живых только жалкое подобия самих себя.

Торможение развития психических возможностей человека связано еще и со строением его тела: наличие руки, которую Ф.Энгельс считал "виновной" в развитие мозга, можно считать основной причиной "неудачи" природы с эволюцией человека. Вероятнее всего вид, который наиболее полно отвечает требованиям эволюции - морской житель, дельфин.

У человека есть и другая причина ухода от развития пси-способностей. В силу индивидуального развития могут появляться гены, определяющие разные способности людей. Доказано, что ряд способностей человека, например, способность человека к пространственному мышлению генетически обусловлена. Генетически обусловлено превалирование у человека правого или левого полушария. Правополушарные люди - люди творческие, с богатым воображением и мироощущением, в то время как левосторонние, склонны к логическому, точному мышлению. В результате проявления генов, более развитые, более полезные для эволюции Вселенной люди, могли оказаться подчинены людям с более сильно развитым логическим мышлением, которые и склонны были развивать техносферу, вопреки логике эволюции Вселенной.

Совершенно очевидно, что внутри родовые, внутрисемейные связи могут привести к инбридингу. Ухудшению генетических показателей рода. В результате у таких людей остается единственная способность достигать цели - физический труд. А это еще одна причина, почему у современного человечества ухудшились психические возможности.

Ослабленные психические способности могли компенсироваться и грубой физической силой. В результате "Человек взял верх над природой, которая предположительно должна им повелевать, и стал ее властелином" (Э.Фром). В результате стали развиваться совершенно иные структуры мозга, направленные на поддержание физических возможностей человека. Причем так, что современные антропологи и биологи показали, что возможности человеческого мозга превышают физиологические потребности организма, они сделали парадоксальный вывод: примерно 90% мозга как бы дремлет.

Но это противоречие исчезает, когда мы узнаем о принципе структурной избыточности, который сводится к тому, что для выполнения тех или иных функций в мозге закладывается нейронов больше, чем это нужно. Например, нейронов глазного нерва, управляющими движением глаза 25 тысяч, а работает только 4 тысячи. Но, как оказалось это обще биологический принцип, который осуществляется на всех уровнях организации живого. Так, 13 гормонов вызывают сокращение легочной артерии, 7 - ее расслабление. В дыхании принимает участие только 25% альвеол и т.д. , но когда возникает нагрузка, то вовлекаются все элементы, т.е. увеличение нагрузки компенсируется не ростом действующих элементов, а вовлечением дополнительных элементов. При этом работающие элементы действуют без перегрузок. При отработки определенного времени элементы отключаются для отдыха. При постоянной высокой нагрузке синтезируются новые белки, из которых строятся новые дополнительные элементы. Но их строится опять же больше, чем нужно для компенсации существующей нагрузки. Следовательно мозг современного человека практически полностью должен обслуживать физические способности человека, а для психических функций практически не остается никаких структур. С другой стороны специальные исследования показали, что у современного человека в коре головного мозга есть остатки специфических центров способных реализовывать пси возможности человека, но они проявляются при определенной мозговой патологии, или после нейрохирургического вмешательства. Правда, в некоторых случаях, длительная тренировка позволяет вскрыть подобные возможности (Борис Сахаров «Открытие третьего глаза»).

Но современное общество стремится уничтожить в человеке эти островки, связывающие его со Вселенной, делающие его причастным к эволюции материи, частицей Бога. Сегодняшние достижения в области науки и техники скорее похожи на конвульсии больного перед смертью, т.к. они обрекли вид на полное вымирание. Сегодня вид человека - эволюционный тупик. В природе не нужны менеджеры, брокеры и прочие хищники, для которых сиюминутная нажива значит много больше, чем состояние окружающей среды. Выросла новая генерация людей, которая не понимает, что на лавиноопасном склоне горы нельзя громко кричать.

Есть и другие данные подтверждающие остановку человека в своем эволюционном развитие. Торможение эволюции мозга повлекло за собой торможение эволюции человека, как вида. Д-р М. Гудмен из США, анализируя скорость эволюции животных белков, пришел к выводу, что на этапе становления человека эта скорость снизилась семикратно ("Химия и жизнь",1988, №7, с 51-57). А советские генетики пришли к выводу, что сегодняшнее отличие человека от приматов объясняется тем, что человек, как вид перестал развиваться, в то время, как приматы продолжают эволюционный путь.

Естественное развитие человека, если бы он оставался на эволюционном пути, должно было бы привести к появлению нового вида, который был бы похож на то, что прогнозировал Э.К. Циалковский. В своей книге "Жизнь в межзвездной среде". Он предсказывал появление нового человека, который будет отличаться от современного человека, отсутствием привычного тела. Это будет некая новая форма, способная жить в космосе без скафандров, напрямую черпать из пространства энергию звезд". А в дальнейшем такой Человек стал бы частицей Великого разума Вселенной.

Русский космизм начался не с Циалковского, а много раньше. Он берет свое начало в работах Н.Ф.Федорова, продолжается в работах К.Э.Циалковского и В.И. Вернадского, характерен тем, что в гипотезах о космопланетарной сущности на Земле не исключалась возможность многообразия форм живого вещества. Академик Казначеев, продолжая это направление, высказал мнение, что жизнь на Земле существует как один из многих вариантов материально-духовной космической жизни. Он считает, что на нашей планете существует много форм живого вещества. Что же касается нас, белково-нуклеиновых существ, то мы, вероятно, являемся симбиозом нескольких форм живого вещества.

В.И. Вернадский одним из первых предположил, что живое вещество - космопланетарный феномен и вряд ли он произошел на планете Земля. Жизнь на Земле появилась в результате космопланетарного содружества живого вещества.

В 1945 году Вернадский формулирует свое учение о ноосфере, а профессор Н.Г.Холодный позже называет это направление - антропокосмизмом.

Но этот принцип заставил человечество искать в космосе только одну форму жизни, которая полностью повторит нашу. "В астрофизике у нас в стране, а потом и в других работах Б.Картера, П.Дэвиса, Ф.Дайсона и других возникает понятие антропного принципа в космосе. Утверждается, что человек как наблюдатель может видеть только такую природу, такую космическую среду, каким эта среда создала самого наблюдателя. В результате ученые ищут в космосе только себе подобных, утверждая, что белково-нуклеиновая жизнь, существующая на Земле, уникальна, единственная в Космосе" (В.Казначеев).

Привязанность к идеи единой формы жизни заставляют постоянно искать только один путь развития Вселенной, направленный на создание человека. Академик В.С.Троицкий утверждает, что Вселенная после Большого взрыва из сингулярной точки, всего за 4 млрд. лет создала белково-нуклеиновую форму жизни. Поэтому эта форма жизни должна иметь определенный возраст.

Но попробуйте взглянуть на проблему не с позиции обязательного возникновения белково-нуклеиновой жизни, а с позиции эволюции материи, эволюции Вселенной. В этом случае возникновение нуклеиново-белковой жизни вообще не обязательно, а человека в такой форме, как существуем мы, могло и вовсе не быть. Главное - создать условия для быстрого течения времени, ускорить движение материи с целью ускорения развития ноосферы, а этой цели могут служить и другие формы жизни.

И.С. Шкловский после длительного поиска жизни во Вселенной считает, что жизнь на Земле - квазиуникальное, единственное явление. Он сравнивает развитие жизни на Земле с оленем, у которого для защиты выросли гигантские рога и который с этими рогами и погиб. То есть жизнь и разум на Земле - тупиковая, погибающая квазиветвь. С этим можно согласиться только частично. Тупиковая в форме существования человека.

Пригожин И. в работе "Порядок из хаоса" вслед за В.В. Казютинским и физиком Л.Л.Морозовым проводит идею, что все-таки живое вещество когда-то и где-то возникло. По его мнению в Космосе идет передача уже готовой формы жизни с одной планеты на другую. Хотя было бы правильнее говорить о передаче не самого живого вещества, а энерго-информационных матриц, движению которых во Вселенной практически нет никаких препятствий.

В.В. Казютинский впервые сказал о Большом биологическом взрыве. Но опять же если рассматривать появление жизни, как формы, позволяющей ускорять течение времени, то надо говорить о большом Биологическом взрыве в более широком аспекте, а не о таком, что знаком нам Землянам. О таковом, который позволяет ускорить движение материи, о жизни в любой ее форме. Поэтому можно предположить, что "весь бесконечный Космос, - как бы мы ни судили о пространстве-времени, сколько бы мы пространства не представляли, - весь такой же косный и мертвый, как и живой ..., а интеллект представляет собой сообщество, сожительство с полевыми, неизвестными нам формами, в котором белково-нуклеиновые тела клеток (частный случай) являются только носителями этих полей" (Казначеев).

Оценивая положение человека в системе эволюции Вселенной, нельзя полагаться на то, что мы силой своего разума сможем остановить грядущую экологическую катастрофу, потому что это не просто экологическая катастрофа в локальном участке размером с планету Земля, а внесение дисбаланса в огромный бесконечный процесс эволюции Вселенной, по сравнению с которой человечество - песчинка, потерять которую совсем не страшно, и существование, которого мало важно для Вселенной. Поэтому путь выживания человечества - это путь понимания и приспособления к текущим процессам.


ЧАСТЬ II




ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЕСТЕСТВЕННОМУ ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ


Самая неблагодарная задача - пытаться спасти человечество. Как только у кого-то появляется такая мысль, то возникает стандартная реакция общества - "псих". Поэтому говорить о своей любви к человечеству, о желании спасти кого-то вряд ли стоит. Но попытаться представить себе дальнейших ход событий можно.

Экологи пришли к выводу, что если будет продолжаться развитие нашей цивилизации, как оно шло до сих пор (путь развития техносферы), то уже через несколько десятилетий наступят необратимые процессы, которые приведут к глобальной экологической катастрофе и гибели человечества как вида.

Это приведет к резкому сокращению численности населения на Земле, не возможности обслуживания большинства промышленных предприятий. В ряде стран процесс пойдет по пути, по которому сегодня идет Украина. Достаточно вспомнить необдуманные шаги по остановке эксплуатации шахт в Луганской области. В результате началось затопление шахт, разрушение этих шахт, проседает почва, происходит выход газа и воды на поверхность, разрушаются здания, страдают люди. Нечто аналогичное может произойти в зоне Трускавца, который до сегодня является одним из важнейших курортов Украины. В горах над Трускавцом были разработки соли. После развала экономики шахты брошены, затапливаются и есть угроза сдвига почвы с образованием мощного селевого потока, направленного в ущелье к Трускавцу. Возможно не только гибель курорта, но и гибель десятков тысяч людей.

Такое развитие событий в промышленных районах только усугубит экологическое положение и ускорит процесс гибели живого.

Признаки неотвратимой экологической катастрофы хорошо просматриваются не только в Украине, или России. Они так же хорошо видны в подавляющем большинстве стран. Экологи всего мира говорят о глобальной катастрофе, которая настигнет человечество в ближайшие 20-30 лет.

Но если сегодня взглянуть на жизнь в развитых странах, навряд ли можно увидеть тревогу на лицах людей. Их скорее интересуют конкурсы певцов, фестивали фильмов, возможность покупать малозначащие вещи и т.п.

Вообще протекает жизнь потребительского общества так, как она должна протекать. Но если до сих пор мы говорили о том, что глобальная экологическая катастрофа развивается, как плата за развитие цивилизации, то при развитии потребительского общества в добавок к экологической катастрофе развивается децивилизация общества.

Децевилизация общества ведет к появлению совершенно нового человека: на фоне развитой науки и техники, которые развиваются отдельными представителями человечества, основная часть населения теряет интеллектуальные способности, заменяя их "умением" нажимать кнопки и пользоваться готовыми продуктами техники. ОНИ, как подавляющее большинство, определяют дальнейший курс ведущих государств мира, но ОНИ не в состоянии шевелить мозгами: не чем. Поэтому ОНИ продолжают требовать денег, наркотики, развлечения. Лозунг безграничных потребностей ведет к моральному и духовному перерождению личности.

Децивилизация вызвана падением духовности, заменой нравственных ценностей потребительскими категориями. В конце концов процесс покупки становится самоцелью. Люди отдыхают, снимают стрессы, покупая товары.

В домах среднего обывателя во всех странах накапливается огромное количество товаров, которыми семья практически не пользуется. Возникает соревнование между семьями: кто больше купит. Люди начинают приобретать не потому что им это нужно, а потому что есть у соседей.

Описаны несколько случаев развития патологии психики, которая ведет к чрезмерному потребительству. В такой ситуации человек способен купить различных товаров на сотни тысяч долларов в течение 1-2 недель.

Естественно, что в таком обществе не может идти речи о каких то экологических ценностях. Совершенно очевидно, что покупка чистой питьевой воды, или чистого воздуха для потребителя более приемлема, чем получение такой же чистой воды из крана.

На фоне неуемного потребительства развивается эгоизм, который не позволяет заботится даже о своем потомстве и о его будущем.

Если прибавить к этому постоянное стремление получать удовольствия в развлечениях, причем любой ценой, даже вплоть до риска погибнуть (например, прыжки с высоких мостов на парашютах или резиновых тросах), то становится понятным, что у таких людей не может быть нравственных тормозов, которые бы заставили их взглянуть на мир глазами сострадания.

Основная цель у таких людей - получения как можно большего количества денежных знаков, для получения удовольствия в жизни. И нет возможности разорвать порочный круг. Целостность этого круга поддерживается такими же стяжателями, которые наладили мощнейшее воздействие на психику людей с помощью рекламы, всевозможных шоу, СМИ. Все поставлено на уничтожение природы, развитие техносферы, а в сочетании с противоречием техносферы эволюции Вселенной, подключаются дополнительные силы, направленные на уничтожение вида Homo sapiens. Люди потеряли не только свои пси возможности, но сегодня прогрессивно теряют способность к нормальному мышлению.

Однако, как говориться, надежда умирает последней, поэтому пока есть возможность надо что-то делать.

Одним из возможных путей трансформации общества может стать система образования. Причем срочно нужно ввести в систему образования понятия, которые до сих пор считались ненаучными, или малообоснованными.

В ряде стран в системе образования и воспитания людей определенную роль играет религия. Критики советского строя постоянно доказывают, что отказ от религии в СССР был основной причиной потери духовности.

Но после развала СССР практически исчезли препятствия к развитию религии. Однако все что творилось за последние 5-7 лет свидетельствует о том, что религия и Церковь не может претендовать на воспитание духовности: дикое поведение священников и их прихожан в борьбе за церкви в Украине. В Ольстере многовековая война на основе религиозных убеждений, не уважительное отношение к прихожанам другой церкви, коммерциализация церкви с участием священников, отсутствие молодежи среди прихожан - все это свидетельствует о невозможности восстановить духовность общества с помощью только церкви.

Необходима работа, отражающая уровень знаний, который достигнут сегодня. Эти знания необходимо использовать для объяснения всех последствий для человечества начиная с учащихся первых классов. Ребенок должен получать информацию, построенную по принципу построения Библии: кнута и пряника. Суть такого изложения материала следующая: сделал правильно - получил, что-то хорошее, сделал неправильно - получил плохое. Причем получение плохого неотвратимо и надолго. Удовольствие - коротко.

В большинстве религий присутствует элемент отпущения грехов. Достаточно покаяться, внести некий вклад в церковную кассу, по молиться и можно идти снова грешить. С точки зрения снятия стрессов - это чудесно, однако, для воспитания духовности - вредно. Гораздо более полезно изложение в школьном курсе теории доктора Моуди о жизни после смерти.

В сочетании с представлениями индусов о реинкорнации необходимо говорить, что человек вернется в земную жизнь еще и еще раз. Всякий раз он

будет пожинать плоды своих предыдущих распутств. Лучше признать существование кармы, чем допустить дальнейшую деморализацию общества.

Второй путь, который может быть предложен в системе образования должен включать развитие эмоциональной стороны психики ребенка. На этой основе развивать способность к состраданию. На основе способности к состраданию можно излагать экологию. Параллельно вести валеологическое воспитание ребенка и учителя. Ввести опять же не отдельный предмет, а валеологическое мышление с постепенным вовлечением в систему мышления и поведения и родителей школьников (методика Акбашева). На основе этих представлений вводить понятие о неотвратимости наказания за разрушение природы.

И, наконец, необходимо развивать психические способности детей, развитие которых сможет дать толчок к восстановлению вида на эволюционном пути развития (методика Жуковой). Пересмотреть школьные программы, направив их на усиление психолого-гуманитарного развития.

Вся система образования должна быть перестроена под лозунгм "Глобальный экологический проект". Это значит, что любой предмет, который преподается в школе, или вузе должен рассматривать будущую деятельность человека в экологическом аспекте. Например, будущие экономисты, должны на занятиях в своих экономических тренингах, играх рассматривать прибыль от развития экологически безопасных технологогий на своих территориях. Считать убытки от затрат на восстановление среды обитания, в случае применения экологически опасных производств. Студенты биотехнологи, должны рассматривать технологии, которые максимально приближены к природным, не наносят ущерба окружающей среде, имеют замкнутые циклы производства. Политологи, как пример, деятельности должны рассматривать возможность проведения переговоров между отдельными странами на основе социального партнерства, учитывающем не только сиюминутную материальную выгоду отдельных стран, но и далеко идущие экологические последствия.

Например, выгода США от нещадной эксплуатации Африки вылилась в явление Эль Ниньё, которое наносит и еще нанесет огромный ущерб США.

Перед человечеством на раннем этапе развития цивилизации стояли благородные цели: познание мира, создание моральных ценностей, и т.п. А вот современный человек часто оказывается совершенно растерянным, потеряны естественные цели и ориентиры, основной целью стало зарабатывание денег. Это порождает чувство беспомощности, рушится природа, мир, но его это уже не волнует.

И наконец, самым главным в воспитании молодого поколения должно быть привитие мысли: вид, который не вписывается в естественный ход эволюции Вселенной - обречен на исчезновения с лица Земли. "Когда кто-то ест кусок хлеба, разве не ест он вместе с ним также небо, землю, все звезды, потому что в творение хлеба брали участие небо плодородным дождем, земля - полем, а солнце - лучами, которые светили и грели, так что целое присутствует в отдельном". (Парацельс).